Как сгорел храм «Живоносного Источника» на Гертрудинском форштадте

Газета «Сегодня», 22 ноября 1925 г.
 
 
К 100-летнему юбилею Александро-Невской церкви
 
Б.Шалфеев
 
Прихожане рижской Александро-Невской цер­кви сегодня торжественным богослужением отмечают 100-летнй юбилей со дня освящения своего храма, построенного взамен церкви Живоносного Источника Божьей Матери, сожженного русскими войсками в 1812 году. Момент ги­бели храма принадлежит к числу наиболее тра­гических из пережитых нашим городом. Об­стоятельства его таковы:
Старый построенный в 1731 году храм был осужден на гибель уже в конце июня 1812 го­да, когда до Риги дошли известия, что из Курляндии движется сюда прусская дивизия Граверта. Тогда и на храме, как и на многих частных домах, а равно на трех лютеранских церквах предместий, поставлены были белою краскою большие кресты, обозначавшие, что в случае прибли­жения неприятеля, все они должны быть немедлен­но сожжены, чтобы открыть вокруг центра Риги-крепости площадь для обстрела.
 
Положение сделалось еще более серьезным, когда 20 июля (нов. стиля) прибыли в город сто два года ужо здесь невиданные раненые и когда сожжено было Митавское предместье.
Вслед затем пpyccкиe разъезды стали при­ближаться к Далену и Катлкалну (в десяти верстах от Риги) и 22 июля сломаны были дома в Гагенсберге.
Здания на Петербургском (Гертрудинском) и Московском предместьях были сплошь деревянные. Их можно было бы уничтожить огнем в последний момент перед приходом неприятеля, поэтому рижский военный губернатора генерал-лейтенант И. И. Эссен, 23 июля издал следу­ющее объявление:
 
«В Московском и Петербургском предместьях отмечены дома, назначенные к сожжению и те, которые не будут истреблены, почему оби­татели домов, остающихся неприкосновенными, приглашаются возвратиться из города в свои жилища».
Обрадованные успокоительным сообщением многие форштадцы вернулись, и в храме Живоносного Источника совершена была литургия, такт как на этот день выпал праздник (св. Ольги по ст. стилю). Однако, под вечер, высланный на разведку, полковник Клемепс, прислал оши­бочное известие о приближении неприятеля.
 

Церковь Живоносного Источника в конце 18 века
 
Это было около девяти часов вечера. По рас­поряжение Эссена под руководством полицеймейстера на форштадты отправлено было много подвод с пропитанной смолою паклей. Туда же отвезены были бочки со смолой и в одиннадцати частях форштадта размещены воинские отряды.
На долю взвода 4-го Егерского полка, сплошь состоявшего из русских, выпало поджечь цер­ковь Живоносного Источника, стоявшую тогда на углу Эвфонийской и форштадской Кузнечной улиц (угол нынешних Вальдемарской и Гертрудинской ул.).
Ценности из храма были увезены, но часть икон и богослужебных принадлежностей оста­лась, вследствие чего солдаты отказались произ­вести поджог и занялись спасением церковной утвари.
 
Ровно в 10 час. 45 минут по сигналу город запылал в одиннадцати местах. Церковь, как рассказывают, не была непосредственно подожжена и горели лишь соседние здания. Так как храм окружен был кладбищем, то трудно полагать, что пламя перебросилось на него. Нуж­но думать, что нашлись все-таки лица, исполнившие приказ военного начальства,
Сейчас же после начала пожара поднялся ли­вень с сильным дождем. Искры и головни от горящих зданий полетели в сторону центра го­рода и угрожали его безопасности. Паника царила в крепости, куда стеклись несчастные обитатели горящих домов.
Ветер несколько раз менял направление, пока, наконец, стал метать пламя в противо­положную от города сторону, где расположены были здания не подлежавшие сожжению. Загоре­лись и они.
 
Одной ночи достаточно было, чтобы дотла уничтожить оба предместья. Восшедшее 24-го июля утром среди разорванных туч солнце, осветило только груды развалин, откуда к крепостным веркам неслись клубы удушливого дыма.
Сожжение форштадта оказалось, однако, делом совершенно ненужным. До окончания войны 1812 года крупные французские силы не прибли­жались к Риге и только изредка разъезды трево­жили окрестности и производили тревоги в тех местах Двины, где было удобное место для пере­правы.
Император Александр I обратил внимание на ошибку Эссена и вскоре сместил его с должно­сти военного губернатора.
Теперь большинством рижан позабыто даже местонахождение сгоревшего православного храма. Только в те времена, когда производятся землекопные работы на углу Вальдемарской и Гертрудинской улиц, там находят множество человеческих костей — остатков православного клад­бища при храме. Еще текущим летом при по­стройке здесь гаража для К. Ульманиса из земли были вырыты тысячи человеческих черепов и обнаружен ряд погребений, в несколько слоев.
Вместо сгоревшего храма 11 мая 1820 года была заложена, но уже на новом месте, нынеш­няя Александро-Невская церковь. На постройку ее в городе собрали 20000 руб. ассигнациями, 20000 дал синод и 6000 пожертвовал император Александр I.
 
Первое здание церкви Ал.Невского на Александровской улице (ул.Бривибас)
 
Туда перенесли сохранившиеся в городской ра­туше иконы старой церкви и часть утвари, в том числе храмовую икону сгоревшей церкви Божьей Матери, именуемую Живоносный Источник.
Apxиепископ псковский Евгений (Рига тогда входила в состав псковской епapxии) благосло­вил освятить новый храм. И 12 ноября протоиерей Иоанн Дьяконов при священнике Семене Поспелове и церковном старосте Иване Двойнишином, совершил торжество освящения.
В течение ста лет церковь несколько раз перестраивалась, пока приобрела нынешний вид. На нашем рисунке изображен первоначальный вид храма, каким его зарисовал для своих драгоценных альбомов известный собиратель старины Бротце.
 

Церковь Ал.Невского в наши дни
 
 

  Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости:

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *