Госпиталь святого Георгия


 

Старая Рига – город контрастов. На ближнем к порту северном районе и в центре кипит жизнь, бродят туристы, работают уютные рижские кафе. На юге «старушки» – тишина и запустение. А ведь это самая старая и романтическая часть города. Так уж получилось, что именно этот район больше всех пострадал за прошедшие восемь веков. Взять хотя бы одну из центральных улиц этой части старого города, Господской – Кунгу. От всей её довоенной застройки осталось всего три дома: жилище рижских патрициев Менцендорфов, где сегодня обосновался музей рижского быта, здание почтовой конторы, ныне полуразрушенное, и здание бывшего госпиталя Св. Георгия. Об этом заведении и будет мой рассказ.

Улица Кунгу до разрушения во время Второй мировой войны

На заре нашего города жизнь в Риге была трудной и полной опасностей. Климат здесь был суровый, северный, вокруг немецкого поселения жили племена местных жителей, не желавших уступать власть в регионе более оснащённым пришельцам. Войны, эпидемии и прочие напасти ожидали каждого, кто приехал из немецких земель завоёвывать далёкую Прибалтику. Не удивительно, что проблема призрения больных, раненых и немощных появилась в Риге практически вместе с основанием города. За право называться первым городским госпиталем борются сегодня Госпитали Св. Духа и Св. Георгия. Первый основал городской магистрат и случилось это приблизительно в 1220 году. В качестве ответа городским властям пять лет спустя рижский епископ, основатель города Альберт Буксгевден, основал второй городской госпиталь и дал ему имя небесного покровителя рыцарей Св. Георгия.
 

Альберт Буксгевден закладывает Ригу. Рисунок конца XIX века

 
Это было совсем неслучайно, ведь госпиталь находился неподалёку от территории первого рыцарского замка, но уже к началу XIV века его перенесли за пределы города, к подножью легендарной горы Кубес. Своё название эта большая дюна приобрела, скорее всего, благодаря имени вождя ливов Кубе, или Каупо, которому принадлежало городище на её вершине. К 1300 году от городища ливов ничего не осталось и на дюне расположилось кладбище для бедных. С одной стороны гору Кубе омывала небольшая речка, в историю она вошла под именем Дзирнупите, поскольку на ней было несколько мельниц. Вот в этой живописной местности и разместился второй городской госпиталь. Сегодня эта территория улицы Ю.Алунана, когда-то она носила другое название: Георгиевская, в память о находившемся здесь госпитале.
 

Замок Виттенштейн, первый замок Риги

 
Что интересно, к тому времени рыцари строили себе новый замок, теперешнюю резиденцию латвийского президента, а госпиталь Св. Духа перенесли на свою старую территорию, т.е. на место госпиталя Св. Георгия. Память об этом сохранило самое старое каменное здание в Риге, бывшая орденская капелла, которая изначально носила имя Св. Георгия, а затем её переименовали в церковь Св. Духа. Со временем госпиталь Св. Духа, который находился внутри городских стен, стал всё больше превращаться в приют для вдов членов Большой гильдии, а учрежденный Альбертом Георгиевский госпиталь специализировался на малоимущих горожанах. Приезжим и ненемцам, попавшим в нужду, в городе рассчитывать было не на что.
 

Рига в 17 веке. Отмечена территория госпиталя Св. Георгия

Госпиталь у подножия горы Кубес был весьма скромным заведением: простое деревянное здание и небольшая церковь при нём. Заведению принадлежали обширные владения: гора Кубес с расположенными там мельницами, территория Зунда в Задвинье, большие территории на Красной Двине и Карловский остров на Киш-озере. Вплоть до реформации госпиталь принадлежал церкви, затем перешёл в ведение города. Опекуны госпиталя назначались из членов магистрата и городских гильдий. В 1601 году по приказу генерала графа Мансфельда разобрали здания госпитальной мельницы и склада, чтобы использовать стройматериалы для возведения укреплений. В 1621 году, во время осады города войсками Густава Адольфа, горожане разрушили все постройки госпиталя. Восстановленный госпиталь сгорел второй раз в 1624 по неосторожности одного из больных. В пожаре погибло также очень много пациентов заведения. Восстановление заведения продолжалось вплоть до 1643 года.
 

План госпиталя Св. Георгия по рисунку И. Бротце

Новый госпиталь выстроили из камня. Строительством руководил старейшина Большой гильдии Клаус Кемпе. Здание состояло из четырёх каменных корпусов, выстроенных вокруг прямоугольного двора, где располагался сад. В центре сада располагался глубокий колодец. Рядом с госпиталем находилась каменная церковь с невысокой башенкой. В 1647 году неподалёку построили небольшой «чумной дом», где было четыре просторных комнаты для больных. Все строения госпиталя обошлись городу в 9000 рейсталеров. В 1651 году в заведении насчитывалось 150 бедных и 10 больных, Георгиевский госпиталь всё больше походил на богадельню.

Госпиталь Св. Георгия в 1656 году

В 1656 году войска Алексея Михайловича осадили Ригу, горожане не успели сжечь госпиталь и здесь расположился штаб русского войска. После ухода солдат госпитальные строения пришлось восстанавливать, а кое-что строить заново. На этот раз внутренний двор госпиталя окружала деревянная галерея, из которой двери вели в помещения для больных. Около главных ворот госпиталя поставили большой сундук для сбора пожертвований, украшенный скульптурой Св. Георгия. Справа от ворот находилась квартира начальника госпиталя, а слева людская и столовая. Всего в заведении было 15 комнат, в каждой из которых могло разместиться 9-12 человек, таким образом заведение могло вместить 150 человек. Были здесь и отдельные помещения для больницы, а также «квартиры для врача, звонаря и парикмахера».
 

Руины госпиталя Св. Георгия севернее горы Кубес около 1700

С 1657 года в госпиталь принимали и ненемцев, но только с разрешения главного инспектора. В то же время при госпитале появился свой отдельный приход, у церкви появился небольшой погост. Построили небольшой пасторат – дом священника, до этого в госпитальном храме службы проходили при поддержке пастора Гертрудинской церкви. В распоряжении госпиталя были также и другие строения, склады, мельницы и большой огород. Всё в районе теперешней улицы Вальдемара. «Роскошный, каменный госпиталь и красивый храм» разрушили по приказу Эрика Далберга в 1701 году, когда началась война Шведского королевства с Россией. Вместе с госпиталем погибла и церковь Св. Гертруды. Городское предместье осталось без церквей.
 

Здание церкви Св. Георгия в 1704 году. Рисунок П.Кампе

 Война шла своим чередом, а жизнь своим, уже в 1704 году жители предместья просят городской магистрат разрешить им выстроить новый госпиталь и храм при нём. Место для церкви выбрали недалеко от пересечения современных улиц Вальдемара и Дзирнаву. Здесь по проекту городского строительных дел мастера Мартина Энгелера возвели небольшую деревянную церковь Св. Георгия. Своими очертаниями она напоминала греческий крест. На пересечении двух граней этого креста разместилась небольшая колоколенка, где повесили эвакуированные в Ригу колокола из Саласпилса и Лимбажи. Строение обошлось всего лишь в 240 рейхсталеров, но оно было крайне важно для жителей предместья, хотя бы потому, что вплоть до 1708 года, когда храм снова снесли, здесь крестили 140 детей местных горожан.
 

Госпиталь Св. Георгия после 1721 года. Рисунок П. Кампе

С приближением армии Петра Первого временный деревянный госпиталь и церковь Св. Георгия вновь сгорели. После окончания военных действий Георгиевский госпиталь вновь возвели на прежнем месте и в прежних размерах. Случилось это в 1721 году. Поскольку старая церковь погибла, новую вновь построили рядом с госпиталем. Увы, но и на этот раз век госпиталя Св. Георгия оказался недолог: уже в 1744 году все строения погибли в огне. Магистрат отказался восстанавливать заведение. Богадельню и больницу перевели в небольшой домик в районе теперешней улицы Торня, а церковный приход переместился в заново отстроенный храм Св. Гертруды, который стал теперь самым большим приходом рижского предместья.
 

Здание Госпиталя Св. Георгия в 1754 году. Рисунок И. Эйзанса

Огонь не переставал преследовать Георгиевский госпиталь и на новом месте, в 1754 году деревянный домик госпиталя сгорел, и заведение оказалось на грани закрытия. Теперь его перевели на улицуКунгу. Здесь, на участке, который находился на месте старинного русла речки Ридзене, выстроили скромное одноэтажное здание. Здесь был просторный подвал, просторные залы на первом этаже и маленькие комнатки на чердаке. Снаружи здание было очень нарядным: классический фасад, выкрашенный в белый цвет, украшали две скульптуры, установленные в нишах. Они изображали горожанина и горожанку. Над главным фасадом высился фронтон с рельефным изображением Св. Георгия, поражающего дракона. Между скульптурами разместилась памятная табличка с именами городской администрации, которые в 1754 году жертвовали на восстановление Георгиевского госпиталя на этом месте. Теперь это был обыкновенный приют для немощных и неимущих.
 

Табличка с фасада госпиталя Св. Георгия в наши дни

 В новом здании было уже не так много места, как на прежнем месте. Здесь могло разместиться до 70 человек. Каждый, кого принимали в госпиталь, должен был внести в зависимости от возможностей от 30 до 80 рейхсталеров и отписать госпиталю всё своё имущество. Все малоимущие, живущие в приюте, получали каждый день фунт хлеба, каждую неделю немного мяса, каждые две недели фунт масла. В воскресенье давали пиво. «Состоятельные горожане и в особенности латыши» пишет прибалтийский краевед И. Бротце «присылали нищим на праздники особенные подарки, которые тут же раздавали».
 

И. Д. Фелско – автор современного здания госпиталя

 
Для своих нужд госпиталь всё так же сдавал в аренду принадлежащие ему участки земли и здания, которые часто получал в качестве платы за приём постояльцев. В собственности госпиталя было несколько домов и амбаров по всему городу. Кроме того, по распоряжению рижского магистрата каждый корабль, который вёз в Ригу соль, должен был отдать одну из бочек с этим товаром госпиталю Св. Георгия. В пользу заведения собирали средства и на городских праздниках и в церквях Риги. Со временем в своих завещаниях богатые рижане неизменно отписывали энные суммы денег в пользу госпиталя. Дела шли настолько хорошо, что с 1804 года госпиталь принимал постояльцев без всякой платы.
 

Барельеф с изображением Св. Георгия и его создатель А. Гейбель

Понятно, что количество желающих постоянно росло. В 1845 году к зданию пристроили второй этаж по проекту архитектора Иоганна Даниэля Фелско. Здание приобрело современный вид, с фасада исчезли статуи горожанина и горожанки, памятную табличку перенесли во двор, где она находится и по сей день. На фронтоне разместили новое рельефное изображение битвы Св. Георгия с драконом, выполненное по рисунку Александра Гейбеля. Благодаря щедрому пожертвованию старейшины рижской Малой гильдии Иоганна Румпа, госпиталь расширили вдоль улицы Калею. С тех пор госпиталь Св. Георгия попал под протекцию гильдии ремесленников, в то время как госпиталь Св. Духа, который всё ещё находился на месте старого рыцарского замка между улицами Скарню и Калею, поддерживали члены рижской Большой гильдии.
 

Портрет Иоганна Румпа, мецената госпиталя Св. Георгия

К концу XIX века госпиталь Св. Георгия становится заведением Малой гильдии, хотя по статутам заведения сюда могут принимать и членов Большой гильдии. Приют принимал не только обнищавших или немощных мастеров и подмастерьев, но и их жён и вдов. Всего здесь было более 80 мест в двух– и трёхместных комнатах. Теперь учреждение не только предоставляло нуждающимся кров и пищу, но и два раза в неделю выплачивало 33 рубля карманных денег. Теперь заведение снова переходит к городу, но, когда к 1921 году дела заведения придут в упадок, всё имущество распродано, а богатых рижских купцов-меценатов больше не стало, город с удовольствием вернул госпиталь Большой гильдии.

Здание госпиталя Св. Георгия сегодня

 В 1936 году городские гильдии были окончательно ликвидированы, все приюты и фонды организаций перешли к городской думе. В здании госпиталя Св. Георгия разместился приют. После Второй мировой войны здесь же был 6-й дом инвалидов. Так что это здание связано с призрением и помощью нуждающимся. Сегодня здесь разместились муниципальные учреждения. О том, что это здание когда-то было госпиталем Св. Георгия, напоминает только рельеф на фронтоне и две памятные таблички на немецком языке, которые задвинуты сегодня глубоко во двор здания, подальше от глаз. Так и само здание, пережившее многие перестройки, разруху Первой, а затем и Второй мировой войны, прозябает сегодня в забвении на задворках Старого города. Но история показывает нам, что госпиталь Св. Георгия всегда, словно птица феникс, восставал из пепла и забвения. Всё у этого здания ещё впереди.

 Кирилл Соклаков

Похожие статьи можно прочитать здесь:

  Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости:

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *