Из румбульского рва - в притон
Удивительный мир улицы! Морщинки кварталов, забитые пылью, старые-престарые домики, давно потерявшие свои краски, темные подьезды, наполненные шепотом, как много скрыли вы одиночество чьих-то душ, Но как много можете рассказать тем, кто хочет вас услышать... Деревянный домик на углу Дзирнаву и Сколас, был предназначен для сноса, но неожиданно судьба его изменилась: его отреставрировали, и теперь на первом этаже располагается симпатичный винный магазинчик.
Кто бы мог знать, что и этот домик хранит свою, леденящую душу, историю. Представьте начало декабря 1941 года и темнеющий Румбульский лес, куда бесконечным потоком движется конвоируемая нацистами колонна еврейских жителей гетто. Немой ужас охватил людей, когда был отдан приказ раздеться. Всех, кто послушно сбрасывал одежды, немцы подталкивали ко рву. Молоденькая еврейская портниха Фрида Михельсон вдруг поняла, что сейчас прозойдет неминуемое, она закричала, но на нее зашикали рядом идущие старые евреи: "Девушка, молчи, не накликай беду". Вдруг ее охватило с невиданной и яростной силой желание жить, которое заставило использовать любую зацепку за жизнь."- Не убивайте меня, не убивайте меня", закричала она и кинулась к офицеру, размахивая перед лицом своим удостороверением портнихи, - "я еще могу пригодится, я еще могу работать". Он жестоко отолкнул ее, и она упала на кучу одежды. Уже падая ничком вниз, она поняла, что это возможность притвориться убитой, и застыла, как мертвая....На нее бросали одежды... ее нежное девичье тело чувствовало каждый удар падающего ботинка или туфли, а мозг запоминал лишь одну непрекращающую автоматнуюю очередь. Сколько это продолжалась, она не помнит...Даже когда все стихло, она еще долго боялась шевельнуться...
Когда она вылезла из-под кучи одежды, кругом стояла непроглядная темень. Она кинулась бежать, но потом поняла, что раздета, и стала из кучи наобум вытскаивать все подряд, чтобы только что-то надеть на себя...Потом было бегство по лесу, неизвестно куда, до тех пор, пока она не увидела святящиеся огоньки одиноко стоящего хутора....Хозяин хутора выслушал ее, накормил, но остаться не предложили, а дал ей немецких марок... В Риге, куда она наконец-то добралась, она поняла что ей некуда идти...Она вспомнила, что на улице Юмарас (ул.Бирзниека-Упиша) живет знакомый офицер, у которого она одно время подрабатывала. Но он ничем ей не помог, и ночь она провела на чердачной лестнице. К утру ее охватил озноб. Согреться - стало ее единственным желанием, но весь день она, странно одетая, бродила по городу, боясь попасться на глаза немецкому караулу.Кто-то подсказал ей пустующий дом на углу Авоту и Гертрудес. Там действительно был пустой дом, и вторую ночь она провела на холодном полу, постелив лишь старую газету.
На следующий день ей стало еще хуже. Она мечтала только о том, чтобы обогреться и выспаться.Узнала, что в Зиедоньдарзе работал туалет, а там есть теплая печка.Там она и разговорилась с несколькими женщинами и спросила, где можно нормально, в тепле, переночевать за небольшие деньги. Одна женщина дала ей адрес деревянного домика на углу улиц Дзирнаву и Сколас, и сказала, что когда придешь к хозяйке, скажи, что от меня, и назвала свое имя. Обрадованная Фрида тут же побежала туда. Хозяйка небольшого деревянного домика провела ее на второй этаж. Там была маленькая комнатка с широкой кроватью. После событий Румбульского леса это место казалось раем. Как только хозяйка ушла, Фрида буквально свалилась на кровать и погрузилась в желанный сон. Поэтому, когда ее разбудили, она не срузу поняла, в чем дело. Огромный мужик тряс ее за плечи и шарил руками по телу.Тогда до нее дошло, что она оказалась в притоне... На ее крик чудом прибежала хозяйка...Она не думала, что девушка окажется столь строптивой, и стала уговаривать ее не распугивать клиентов. Фрида взмолилась: "Я вам заплачу еще столько же, но дайте мне возможность выспаться и отогреться". Мужик не унимался, ему хотелось получить свое и он накинулся с угрозой на хозяйку. Но Фрида была непоколебима. Мужик с хозяйкой спустились вниз, и еще долго выясняли отношения. Спать больше Фрида не могла. Она села в кресло и провела в нем остаток ночи. Утром она покинула этот дом, чтобы никогда уже больше сюда не возвращаться, даже в воспоминаниях.
Но в 60-х годах Фрида Михельсон напишет книгу: «Я пережила Румбулу». В 1979 году, уже будучи гражданкой Израиля, Фрида Михельсон свидетельствовала на судебном процессе в американском Балтиморе по делу нацисткого преступника Карлиса Детлавса, расстреливавшего евреев в Румбуле.
Но в ее книге нет точного адреса злосчастного домика. Как вы сами можете убедиться, на углу Дзирнаву и Сколас, сейчас находится один деревянный домик, с которого мы и начали наш рассказ. Возможно, был деревянный домик на противоположном углу. Меня одолевали сомнния, в каком из двух возможных, стоящих через улицу домов, могли произойти эти события. Но после посещения архива, когда удалось подтвердить, что домом № 8 по улице Сколас (угол Дзирнаву) владела женщина -хозяйка Matha Peisers, а на противоположном углу, в доме № 7 (этот дом сегодня не существует, и там находится кисок и автостояка) хозяином был Peteris Konesovs, сомнения отпали: значит, деревянным домиком владела Мата Пейсерс, и содержала там, дешевый притон.
Светлана Белшевиц
Если хотите быть в курсе событий, подписывайтесь на новости сайта RIGA CV