Дом Меньшикова
Александр Данилович Меньшиков пробыл рижским генерал-губернатором неполных два года: с 9 февраля 1711 по сентябрь 1712 года. От его пребывания на этом высоком посту до наших дней почти что ничего и не сохранилось, но вот дом, в котором жил фаворит Петра Великого во время своих визитов в город на Двине, сохранился. Он и сегодня стоит на одной из главных улиц старого города, а тысячи туристов спокойно проходят мимо. Жаль, что наши гиды забыли о нём.
Дом Меньшикова в наши дни
Когда светлейшего князя Меньшикова назначили губернатором, горожане приготовили для него несколько домов на выбор, но все они находились в одном и том же квартале, в районе теперешней улицы Пилс. Когда-то, в XIII веке, это были глухие окраины города, где жили в основном латгалы и ливы, но постепенно здесь образовалось первое рижское предместье. В этой части города на узких участках стали появляться деревянные, а затем и каменные дома бюргеров, здесь простирались владения рижского архиепископа и шла дорога к рыцарскому замку. Тихие окраины.
Район улицы Пилс в XIV век. Реконструкция Ф. Бенингхофена.
Всё изменилось в 1547 году в маленьком домике, что стоял у самого рва рижского замка и где обычно коптили мясо, разгорелся пожар, который перерос в одно из самых опустошительных огненных несчастий средневековой Риги. За два дня сгорело всё предместье, включая и резиденцию архиепископа. Времена были смутные, вовсю шла Реформация и до падения архиепископской власти оставались считанные годы, поэтому резиденцию церковного главы решили не восстанавливать, правда, и снести её было нельзя, т.к. её строения были одновременно и городскими защитными стенами. Зато всю оставшуюся территорию между современными улицами Пилс, Миесниеку и Муку отдали под частную застройку. Дома здесь стали строить шире, появились и первые склады-амбары. Когда Рига стала польским городом и в городском замке поселился представитель польского короля, то улица Пилс превратилась в парадную улицу, которая соединяла замковую площадь с районом центра города вокруг Ратушной площади. В просторных домах парадной улицы селились богатые и приближённые к новой власти горожане. Сменившие поляков шведы не стали менять заведённый обычай и строительство на улице Пилс продолжалось.
Район улицы Пилс в XV веке. Реконструкция В. Неймана
История интересующего нас дома начинается в конце XVII века, когда в Ригу прибывает шведский генерал Кристиан фон Вайнгартен. Он тоже решает поселиться на улице Пилс и покупает участок на углу с современной улицей Миесниеку. Здесь уже стоит небольшой амбар и генерал приказывает перестроить его в жилой дом, потому что склад бравому военному не нужен. Увы, окончить строительство ему не удалось. После смерти генерала всё рижское имущество перешло к его дочери Элизабет, которая была замужем за Михаилом фон Штрокирхом. Этот талантливый шведский политик был назначен штаттгальтером Риги и фактически именно он притворял в жизнь редукцию лифляндских имений.
Герб фон Штрокирхов
Прибыв в Ригу и посмотрев на начинания тестя, он распорядился выстроить новый дом со складом. Для проведения работ он выписал из Швеции строительных дел мастера Ларса Нильсена Спака. Под его руководством дом был возведён в 1698 году. Роскошное трёхэтажное здание с нарядным барочным фасадом, обращённым к улице Пилс, несомненно, украсило город. Со стороны Миесниеку, где был старый склад, фасад был попроще. Здесь находился боковой вход в здание и ворота, ведущие в небольшой внутренний дворик.
Фасад здания на углу Пилс и Миесниеку
Когда разгорелась Северная война, Штрокирх покинул Ригу и больше сюда так и не вернулся. Его вдова Элизабет осталась в огромном доме одна с шестью детьми. Роскошный дом Штрокирхов выстоял в бомбардировке Риги в 1710 году и попал в список тех домов, что были приготовлены для нужд Александра Меньшикова. Вдове бывшего хозяина предложили покинуть помещения. Горожане основательно подготовились к визиту светлейшего и постарались, чтобы выбор Меньшикова пал именно на этот дом. Все комнаты привели в должный вид, а две «отделаны обоями и зеркалами». Возможно, это и определило выбор Александра Даниловича.
Александр Меньшиков
Дом формально оставался собственностью Штрокирхов, но фактически стал эдакой правительственной резиденцией. Именно здесь произошёл известный инцидент с рижским бургомистром Паулем Брокгаузеном. В 1716 году в его доме должен был разместиться генерал Адам Вайде, пожелавший жить как можно ближе к резиденции царя Петра на улице Паласта. Брокгаузен был с этим сильно не согласен и решил искать помощи у царского фаворита. На его несчастье в доме у Меньшикова в это время был бал, где присутствовал и сам царь. Брокгаузен стал жаловаться князю на несправедливую судьбу, но его услышал Пётр и, разгневавшись, сослал нерадивого бургомистра вместе с семейством в Тобольск. Приехавшей вскоре Екатерине Алексеевне удалось унять мужний гнев, семью бургомистра помиловали, но самого Брокгауза уже увезли. За отца просил и сын городского главы, когда добился аудиенции у царя в Кёнигсберге. Увы, хотя помилование и было получено, но Пауль Брокгауз умер по дороге в Тобольск.
Пётр Первый
После смерти Петра Великого Александр Меньшиков становится первым лицом в государстве. Рижане решают задобрить недолюбливавшего их князя подарком: 19 июня 1726 года дом на углу Пилс и Миесниеку переходит в собственность светлейшего князя. Хотя в Ригу его новый хозяин больше не приезжал. После опалы его рижское имущество перешло к представителям царской власти в городе. Вплоть до 1730-х годов дом Меньшикова оставался резиденцией для почётных гостей Риги, здесь жили послы и делегации европейских держав, а в 1730 году прошёл роскошный бал в честь Екатерины Иоанновны, Мекленбургской герцогини, сестры императрицы Анны Иоанновны.
Екатерина Иоанновна, герцогиня Мекленбургская
Этим торжественным событием окончилась блистательная жизнь дома. Он перешёл в руки семьи Лёвенвольде, а затем ещё не раз менял хозяев. Интересно объявление о продаже дома в 1782 году, благодаря ему, мы можем получить представление о внутреннем устройстве рижской резиденции Меньшикова. «Продаётся большой дом на углу Мясницкой и Замковой. На втором этаже большой зал, восемь жилых комнат и столовая; на третьем этаже шесть комнат с печками, четыре кладовые и кухня, а так же три просторных чердака, один с подъёмным механизмом; большое просторный внутренний двор с подъездом, конюшня на четыре-шесть лошадей, коровник, каретник на три экипажа, над ним две комнаты для прислуги, кладовые, пивоварня, прачечная с насосом; семь больших подвалов». Даже не верится, что всё это могло разместиться на небольшом участке.
План дома Меньшикова
Всё это хозяйство в 1780-х годах приобрёл купец Михаэль Фишер. Человек он был весьма набожный и бережливый. Доставшийся ему дом он содержал в порядке и никаких перестроек там не устраивал. Поскольку наследников он после себя не оставил, то после его смерти в 1803 году дом перешёл в распоряжение специально созданного фонда имени М. Фишера, который и распоряжался вверенными ему капиталами в благотворительных целях. В 1816 году в доме размещались квартиры, которые фонд М. Фишера сдавал внаём. Всего в доме жили 18 человек, среди которых и братья Драхенгауеры, позднее они выкупили дом и устроили здесь свою торговую контору. В 1869 году здание приобрёл купец Людвиг Вильгельм Базе и принялся его перестраивать.
Фасады здания после перестройки
Сначала по проекту архитектора Гесса был полностью переоформлен фасад: пропали два боковых портала по улице Пилс, на первом этаже появились широкие окна-витрины. Балкончик над входом украсился декоративными консолями с изображением бородатого старца с ослиными ушами. В нём безошибочно угадывается фригийский правитель Мидас, чьё прикосновение превращало всё в золото. Его изображение появилось здесь, возможно, неслучайно. В греческом мифе о царе Мидасе ослиные уши символизируют невежество и глупость того, кто придает слишком большое значение материальным благам, богатствам этого мира. Во многом этот образ схож с фигурой Александра Даниловича Меньшикова, «вороватой, но верной руки» Петра Великого.
Царь Мидас, рельеф на балконной консоли здания
У входа в здание были вкопаны две большие чугунные пушки XVII– XVIII веков. Об их происхождении ничего не известно. Вообще старые, отслужившие орудия часто использовали в качестве ограждений или подпорок. Ими украшали углы здания, дабы уберечь их от разрушения. У дома Меньшикова пушки установили для красоты: так вход в здание становился более парадным.
Главный вход в здание
После Первой мировой войны дом Меньшикова подключили к системе канализации и он встал в один ряд с другими благоустроенными домами города. Здесь разместилось консульство Румынского королевства и представительства нескольких судоходных компаний. На первом этаже разместился продовольственный магазин Изаака Слобина, а со стороны улицы Миесниеку с 1936 года работала небольшая обойная мастерская. Все эти учреждения с пиететом отнеслись к истории дома и практически не перестраивали его. Так, вплоть до 1960-х годов здесь сохранялись оригинальные барочные двери, обитые замысловатыми коваными узорами, а на чердаке до сих пор есть огромные колёса подъёмных механизмов.
Колесо подъемного механизма на чердаке здания
После Второй мировой войны здание перешло в распоряжение 21 профессионально-ремесленного училища. На первом этаже разместились мастерские, гардероб и служебные помещения, а на втором и третьем этажах – классные помещения и учительские, подвал здания приспособили под актовый зал, одну из стен зала расписали, корпус во дворе остался жилым. К сожалению, новые хозяева обошлись с вверенным им имуществом по-варварски. Всего за несколько лет в доме не осталось ни одной оригинальной двери, была разрушена и изуродована парадная лестница, лишившаяся почти всех украшений. Неоднократно Комитет по охране памятников поднимал вопрос о передаче здания в другие руки, но всё напрасно.
Боковой фасад дома Меньшикова в наши дни
В наши дни, как и в начале ХХ века, в доме Меньшикова разместились многочисленные конторы. Здание уже давно получило статус памятника архитектуры и его стараются содержать в порядке. Увы, этот объект как-то теряется в окружающей застройке и не привлекает взоры прохожих, хотя дом с такой историей достоин того, чтобы они обратили на него своё внимание. Это ещё один кусочек русской истории в сердце старого города.
Kirils Soklakovs
Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости сайта RIGA CV .