Рига сквозь решетки на окне. Двести лет тому назад…

 

Панорама Риги в конце XVIII в. 

 

Продолжим нашу прогулку по Риге 200 лет тому назад. Более или менее подробно с самим городом мы ознакомились в прошлый раз, но сегодня вместе с вами заглянем в городское закулисье и зарешеченный мир. Давайте прогуляемся по рижским исправительным учреждениям XVIII века. Они, как и все остальное, – неотъемлемая часть городского быта…

 

Места заключения в Риге существовали с самого основания города – ведь изоляция неугодных обществу имела важное социальное значение – придавала спокойствие и уверенность в стабильности собственного положения этого общества. Другой вопрос – соразмерность справедливого наказания совершенному преступлению, но оставим это на совести судей, в данном случае нас интересуют исключительно культурно-материальные аспекты вопроса. Издавна в Риге, когда еще город окружала кирпичная крепостная стена, в качестве изоляторов использовали крепостные башни. Такими древними тюрьмами были, например, башня Узников, упомянутая еще в 1348 году, или другая башня – Женская – в ней содержали женщин легкого поведения, кроме того, для содержания преступников использовали подвалы башен оборонительных стен.

Главный вход в город - Песочные ворота

 

Итак, оказались мы с вами вновь на улицах Риги в конце XVIII века. Представим, что мы из Петербургского предместья вошли в город через главные Песочные ворота. Миновав охрану, сразу оказываемся на узкой улочке – Песочной, сегодня это улица Вальню. По обе стороны от нас видны длинные казармы, упрятанные в валы. Поодаль на правой стороне виднеется Пороховая башня, облепленная низенькими старинными домишками. Нам туда. Идем мимо Яковлевских казарм, их недавно построили, они совсем новенькие. Возле каждого входа виден караул. Идем дальше. Пройдя до конца казармы, мы окажемся на большой песчаной площади – она называется Парадная. Здесь проводят строевые учения солдаты из рижских казарм. По правую сторону от площади уже видны валы цитадели и ров с водой перед ними. Чтобы попасть на ту сторону нам нужно подойти к рижскому замку, потому как именно там находятся ближайшие ворота в цитадель. Проходим мимо оружейного склада – арсенала. Он на том же месте, что и нынешний, правда, нынешний построен в 1828 году, до этого там был оружейный склад шведской армии, которым и пользовались вплоть до строительства нового. Миновав арсенал, увидим Королевский лицей – учебное заведение, открытое еще во времена шведского владычества в 1675 году. Ну, а впереди перед нами – Замковая площадь. Сейчас она пустынна и скучна, единственно с одного ее правого края есть небольшой домик – гауптвахта. Сразу за ним – мост и ворота. Нам туда. Пройдя по широкому мостику через ров, оказываемся в своеобразном военном городке. Здесь сплошь казармы и склады. Впереди виднеется недавно построенная церковь Петра и Павла (1785 г.). Когда-то именно она была главным православным храмом в Риге. Сразу за собором – цель нашего путешествия – губернская тюрьма, расположенная возле противоположного выхода из цитадели – Королевиных ворот. Кстати, ворота сохранились до наших дней и сейчас установлены возле рижского замка. При случае можете взглянуть на них…

 

Гауптвахта и вход в цитадель возле рижского замка, 1797 г.

 

Губернская тюрьма в конце XVIII века представляла собой трехэтажное каменное здание, выстроенное Врачебной полицией за счет Приказа общественного призрения. Тюрьма имела несколько «расширенные» функции, потому как кроме содержания провинившихся преступников, здесь еще попечительствовали умалишенных больных. Два этажа здания отводились под тюрьму, а третий – для психически больных, на этом же этаже находились отдельные усмирительные помещения.

 

Губернская тюрьма в 1797 г.

 

Губернская тюрьма построена в 1789 году. До этого здание тюрьмы находилось в центре города на углу нынешних улиц Калькю и Мейстару. На этом месте тюремное здание, выстроенное еще в XVI веке, просуществовало до 1786 года, когда рижский рат продал это уже ветхое здание. Позже здание снесли до уровня погреба, и на этом месте по проекту архитектора К.Хаберланда в 1788 году выстроили здание полицейского участка. Кстати, средневековые тюремные казематы в том самом подвале сохранились до наших дней в доме по адресу ул.Кальку, 7.

 

Дошло до нас и описание устройства губернской тюрьмы. На первом этаже при входе направо находится комната для стражи, налево – помещения, где живут два смотрителя и староста. Все остальное пространство занимают комнаты для арестантов. Узники распределяются в зависимости от их количества. В среднем в одной камере содержатся по 6-8 человек, однако бывают случаи, когда в одной комнате содержится по 12 и даже по 15 человек.

 

На втором этаже слева две комнаты занимает коллежский секретарь, в 1798 году это был секретарь по фамилии Флеккер, еще одно помещение отведено под канцелярию. Направо от входа располагается больница для заключенных. В прочих комнатах содержатся узники по одному или два человека в каждой. На этом же этаже находится кухня. Если зайти со двора на второй этаж, то с правой стороны окажется комната надзирателя, а слева – комната смотрителя. Здесь же находится склад одежды заключенных, отдельная комната для больных и большая камера для заключенных, рассчитанная на 25 человек. Тут же неподалеку расположена рабочая комната, т.н. рабочий дом. Он учрежден 26 ноября 1796 года. В нем содержат тех, кого уличили в незначительном воровстве на сумму менее 20 рублей и были приговорены судом к общественным работам. Они вырезают пробки из дерева, подметают улицы и при этом должны еще заработать себе на пропитание. В отдельной комнате в конце XVIII века в здании тюрьмы содержался сумасшедший часовой мастер.

 

План этажей губернской тюрьмы

 

На третьем этаже, куда можно попасть по второй лестнице со двора, в одной из комнат живет надзирательница. В эту комнату можно пройти только через кухню. Рядом с кухней – кладовая, а возле нее – больничное помещение. В этой части здания содержатся заключенные женщины, а также те, кто по причине бедственного положения или болезни получают здесь содержание. Надзирательница обязана следить за выпечкой хлеба, за приготовлением еды, мытьем, починкой белья и одежды. Ей в помощь определены две женщины, приговоренные на пожизненные работы. Она же должна смотреть за всеми работами, которые производят женщины.

 

Во второй половине третьего этажа находятся умалишенные больные. Это, своего рода, нововведение для Риги. Оно учреждено лишь в 1787 году, поскольку до сего времени в городе не было никакого особенного присмотра за такими несчастными. Три здешние комнаты поделены на небольшие чуланы, где содержат беснующихся, в остальных же содержатся по трое или четверо больных. За неимением свободного места для особого смотрителя за умалишенными приглядывает надзирательница, она же следит за чистотой и приготовлением еды для них. Ей в помощь придана женщина из числа заключенных. К беснующимися приставлена стража. При хорошей погоде больным дозволяют выйти на прогулку во внутреннем дворике. Их пропитание составляет полтора фунта хлеба в день, вареное кушанье и мясо два раза в неделю. Ежели умалишенный знатного звания, то его содержание гораздо лучше.

 

Больных в доме наблюдает доктор Курцвиг. По его настоянию все комнаты оборудовали простыми вентиляторами, которые позволяют пропускать сквозной воздух через все комнаты. Возле каждой кровати больного находится черная доска, на которой написано имя больного, болезнь и прописанные лекарства. Лекарства поставляют две частные городские аптеки. Попечением больных занимается губернатор статский советник фон Рихтер. За девять лет существования здесь содержались 245 сумасшедших, из которых две трети – мужчины. Правда, треть больных, содержавшихся в данном заведении, умерли. Можно также ознакомиться со статистикой того, на каком основании человека признавали сумасшедшим в конце XVIII века. Например, в 1798 году в данном заведении содержались 45 человек, из них: двое умерли, девятеро выздоровели, четверо беснующихся, трое на излечении от суеверной набожности, трое от влюбчивости, трое меланхоликов и четверо от падучей болезни. Здесь же содержится один уродливый человек тридцати двух лет от роду – он не может ни ходить, ни говорить, его ноги крестообразно прижаты к животу. От самого рождения за ним присматривает его мать. Местные горожане не забывали этих несчастных. На праздники они всегда получали разные подарки. Деньги и продукты присылали русские рижане.

 

Тюрьма использовалась также в качестве следственного изолятора. Сюда доставляли арестантов из разных судов, над которыми продолжается следствие. Каждому заключенному в день полагалось два фунта хлеба, каша из круп или щи, а в воскресный день полфунта говядины. Кроме того, Казенная палата на содержание узника отпускает 4 копейки в день, если не хватает, то дополнительную сумму берут из денег за работу заключенных, которые получает за них прокурор губернского правления.

 

Помимо арестантов на первом и втором этажах тюрьмы живут смотрители тюрьмы и усмирительного дома, тут же находится помещение для больницы на 12 кроватей и ручная мельница. На третьем этаже кроме сумасшедших содержатся арестованные женщины. На этом же этаже в отдельной квартире проживает надзирательница, в обязанности которой входит следить за чистотой и готовкой еды.

 

Заключенные усмирительного дома обязаны работать. Рабочий день у них зависит от времени года, так, летом он начинается в 4 часа утра, а зимой с 6 часов утра и длится до 8 вечера. На обеденный перерыв им отводится летом два часа, а зимой один час. Все работоспособные в усмирительном доме занимаются помолом на мельнице, менее здоровые вырезают из пробкового дерева или же расплетают старые канаты и веревки. Каждому из них полагается по полтора фунта хлеба в день, те, которые осуждены пожизненно, получают каждые две недели по фунту мяса. Заключенным на несколько лет два раза в месяц выдают полфунта мяса, а в прочие дни капусту, горох, крупу. Осужденные на работу на несколько месяцев не получают мяса. В свою очередь, осужденные на несколько недель получают лишь хлеб и воду, а в воскресный день вареное кушанье.

Здание тюрьмы в 1920-е гг.

 

Всякого сюда угодившего вносят в тюремный список, в тюрьме их называют по именам, полученным ими при крещении. Узники должны носить особое платье из серого сукна, их собственную одежду им возвращают при выходе отсюда.

 

Дополнительные наказания предусмотрены для тех, кто по приговору суда десять или более раз попадали в усмирительный дом. Ленивым и упорным главный смотритель за каждое преступление велит давать по три удара. Заключенные мужчины в усмирительном доме под присмотром надзирателя, а женщины под присмотром надзирательницы каждые две недели должны ходить в баню.

 

Здание тюрьмы в наши дни

 

Число больных в тюрьме насчитывало в год от 120 до 150 человек, а в усмирительном доме от 100 до 120 человек. Судьбоносным для больных оказалось посещение сего лечебного заведения императором Александром I в 1819 году. Высочайшая особа осталась весьма озабоченной, увидев то, как больные содержатся в здании обычной тюрьмы. Вскоре последовал указ о строительстве спецзаведения для этих несчастных. В итоге в 1824 году всех психически больных переводят отсюда в специализированную психиатрическую клинику на Александровских высотах, где она существует и поныне на ул.Аптекас.

Бывшая губернская тюрьма в наши дни

 

В 1834 году помещения в здании тюрьмы приспосабливают для разных нужд – переводят сюда земский суд, оборудуют дополнительные помещения для тюремных надзирателей, для помощников врачей, а также помещение для анатомикума. Во второй половине XIX века здание увеличили, надстроив четвертый этаж. Данная тюрьма просуществовала вплоть до Первой мировой войны. Она известна тем, что в ней содержали латышей «новотеченцев», например, Яниса Плиекшанса (Райнис) и Петериса Стучку. В 1920 году тюрьму переоборудовали под склады, а не так давно, в 1999 году, бывшую тюрьму перестроили под офисное здание.

 

Ратушная площадь в начале XIX в.

 

Была в Риге и местная городская тюрьма, содержавшаяся на счет города. Находилась она в здании ратуши в погребе на Ратушной площади. В данной тюрьме насчитывалось всего лишь четыре высоких комнаты. Заключенные здесь спят на деревянных полатях. Для устрашения тут находятся так называемые «шпанские козлы» (орудие пыток), однако по гуманным соображениям уже давно не используются. На содержание одного заключенного город выделяет пять копеек в день. В 1797 году в этой тюрьме никого не содержали. Кроме того, в башне ратуши есть еще две специальные комнаты, предназначенные для узников благородного звания.

 

Шпанские козлы

 

Попавшие сюда получали весьма разнообразные наказания. Одно из них – стояние на «бесчестном» камне с привешенной доской с именем осужденного и совершенным им преступлением. Другой вид наказания – розги. Осужденный к сему наказанию привязывался к столбу и получал определенное судом число пар ударов розгами по голой спине. Сорок пар – означал смертную казнь. Еще одним видом наказания было клеймение посредством холодного железа.

 

Острог, 1797 г.

 

Вне городских стен была еще одна особая тюрьма для каторжников – острог. Находилась она возле Дюнамюндской крепости на Форткомете. С одной стороны она прикрыта фортом и морем, а с другой – гарнизонным корпусом. Данный острог построили в середине 1780-х годов. До этого времени он находился на одну милю ближе к городу. Острог представлял собой деревянное здание из четырех длинных помещений, которые, в свою очередь, поделены на три отделения и служат спальней для арестантов. Заключенные получают обычный солдатский паек, однако он на треть меньше чем у солдат, а каждые три года новую одежду. Чтобы распознавать беглых каторжников в случае их побега, с октября 1797 года им начали брить головы налысо. Здесь содержат обвиненных в убийстве, воров, должников и беглых. Должник мог получить свободу, только если он отработает свой долг или за него кто-нибудь поручится.

 

План здания острога

 

В конце XVIII века здесь находилось довольно много заключенных – около пятисот. Однако сюда помещали не только рижан, но присылали каторжников из Лифляндии, Белоруссии, Витебска и С. петербургской губернии. Многие из них ходят в кандалах, иные в колодах, их называют «колодники».

 

Кометфорт со стороны Двины, конец XVIII века

 

Каторжан используют на разных городских работах. О содержании каторжников заботятся русские купцы – снабжают их продуктами и деньгами. Летом 1796 года русские купцы прислали в острог для узников более 500 рублей серебром. Лечением больных здесь занимается штаб-лекарь из Дюнамюнде. За все время существования острога, а это более 12 лет,  тут не было ни одного случая смерти заключенных от болезни. Данное учреждение возглавляет генерал-майор фон Шиллинг, являющийся комендантом крепости Дюнамюнде.

Обозначение Кометфорта

 

С активным ростом числа рижан в XIX веке увеличивается и количество преступников в Риге. В конце XIX века губернская тюрьма уже не справлялась с большим наплывом осужденных. Камеры оказались чересчур переполненными – заключенные часто устраивали бунты и голодовки. В результате чего городские власти вынуждены были принять решение строить новое тюремное здание. Для этого выбрали пустынный участок на ул.М.Матиса неподалеку от кладбища, где и построили Центральную тюрьму. Окончательно этот тюремный комплекс со всеми хозяйственными постройками сдали в 1905 году, с тех пор и доныне главная рижская тюрьма находится там.

 

На сим, пожалуй, и закончим нашу прогулку по не очень заманчивым местам. Но экскурсия наша по Риге XVIII века не заканчивается. В следующий раз посмотрим на работу коммунальных служб в Риге. До встречи!

 

 Влад Богов

Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости сайта "RIGA CV"