Семья Кузубовых – 50 лет успеха

            В наше несколько депрессивное время зачастую не хватает истинных, положительных примеров успеха! В особенности, людей, которые добились всего своим трудом, на которых хотелось бы равняться, которые могли бы служить примером для потомков. А между тем в прошлом нашего города таких личностей немало. Вот, к примеру, – Андрей Кузубов. Простой русский крестьянин, который не только основал своё собственное дело, процветавшее долгие полвека, но и превзошёл других торговцев овощами. В Риге эта отрасль традиционно была привилегией и находилась в руках исключительно русских купцов.
 

Андрей Кузубов

 

Родился Андрей Михайлович Кузубов в 1856 году далеко от Риги, в слободе Сагуны Воронежской губернии, в семье государственного крестьянина. С ранних лет мальчику пришлось работать на стороне и вносить свою лепту в бюджет семьи, где кроме него было ещё четверо детей. Он не раз рассказывал своим домашним о нелёгкой доле русского крестьянина на селе, о тяжёлой страде в поле с весны до осени и о зимних работах при свете лучины. Самодельные свечки из бараньего жира считались в семье роскошью. Но столь суровые условия существования ни в коей мере не подавили энергию мальчика, постепенно превращавшегося в разумного юношу!
 
В свободное от работы время Андрей начал подрабатывать на яичных складах скупщика Филиппова. Тот торговал яйцами, битой и живой птицей и отправлял свой товар не только в Санкт-Петербург и Москву, но и за границу. Филиппов сразу обратил внимание на расторопного Андрея и поручил ему сопровождать товар. В то время одних только знаний своего дело было недостаточно, нужна ещё и недюжая смекалка. Например, вагоны с живой птицей доставлялись железной дорогой в кратчайший срок, а вот с битой, напротив, задерживались на промежуточных станциях. Товар от этого, понятно, быстро терял свою свежесть. Вот отправители и придумали: в каждый вагон с битой птицей сажать пару живых, а вагоны с «живым грузом» катились уже «как по маслу».
 

Рига в 1880 году

Но однажды даже и смекалка не помогла. Кузубов сопровождал груз в Германию, и путь его лежал через Ригу. В тот год выдалась крайне суровая зима, даже незамерзающий Либавский (теперь Лиепайский) порт замёрз. Андрею Михайловичу ничего другого не оставалось, как частично распродать товар и остаться в городе на Двине как минимум до окончания холодов. Он быстро освоился здесь и решил задержаться. По его инициативе в 1880 году Филиппов оставил Кузубова торговым представителем в Риге. На радостях Андрей выписал к себе жену Марию Ивановну и детей, вся семья обосновалась в доме на улице Тургенева, 13.

  

 Мария Кузубова

В 1888 году Филиппов обанкротился из-за неудачной сделки, а Кузубовы так навсегда и остались в Риге. Теперь Андрей Михайлович смог наладить своё собственное дело, знаний и опыта у него было предостаточно. Так в «зелёном» ряду Двинского рынка на рижской набережной появилась лавка Кузубова. Шло время и росло значение этой лавки: вначале она была в середине, но вскоре находилась уже на почётном первом месте в ряду. Пользуясь приобретенным опытом, Кузубов скупал птицу, яйца, рыбу, овощи, дичь, грибы и ягоды по всей России и отправлял их за границу. В родных Сагунах, где он босоногим мальчишкой за три копейки в день чистил чужие хлева, купил старые яичные склады Филиппова и вывозил из них одних по 50 вагонов яиц.
 

Старый склад Филиппова. Сегодня клуб в слободе Сагуны

 
Андрей Михайлович вставал рано, в 4 утра, сам скупал у приезжих крестьян свежие продукты, платил всегда наличными, а вот чеки и векселя не признавал. Любил приговаривать «Не тот богат, у кого денег много, а тот, у кого оне в деле и долгов нет». Правило это оправдало себя в самые тяжёлые дни войны, революции, немецкой оккупации. В то время, как другие теряли вложенные в банки деньги, Кузубов сумел и в трудное время сохранить созданное им дело, и на практике доказать свою второю любимую присказку «Деньги и дурак зарабатывает, а сбережёт только умный». История развития дела Кузубова – это ещё и пример слаженной работы целой дружной семьи. У Андрея и Марии было семеро детей: трое сыновей и четыре дочери.
  
 

 

Семья Кузубовых в конце XIX века

 Вообще семья Кузубовых напоминала единый организм: жили без ссор, дружно. Родители воспитывали детей в строгости, но без рукоприкладства. Мария Ивановна придумала свой способ наказания. Расшалившемуся чаду она спокойно, но твёрдо говорила: «Иди-ка постой в углу», а там стояла клетка с попугаем, которого строгая хозяйка научила говорить всего одну фразу: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко». Кузубовы были очень религиозной семьёй. Их всегда можно было увидеть на литургии в Благовещенской церкви. Андрей Михайлович долгое время был старостой, а в конце жизни почётным членом прихода. По выходным в дом Кузубовых на Тургеневской, 13 заходил настоятель Благовещенской церкви, отец А. Македонский, и охотно играл с Андреем Михайловичем в шашки.

 

 

Особняк кузубовых на Тургеневской, 13 в наши дни

 Дети росли, и отец, сам поездивший по миру и знавший несколько языков, позаботился о достойном образовании для своих потомков. Отправлял учиться за границу, но в то же время втягивал в общую работу, в общее дело. После 1918 года, когда постепенно налаживалась хозяйственная жизнь Латвии, на старые рельсы встало и дело Кузубовых. В 1926 году Андрей Михайлович вместе с сыном Сергеем основал новую фирму «А.М. Кузубов». Теперь они не только экспортировали и торговали свежими продуктами, но ещё и производили консервы. Торговые помещения предприятия находились на Двинском рынке, позднее и на знакомом нам Центральном рынке, а производственные и складские помещения расположились рядом с особняком Кузубовых на Тургеневской, 15. Увы, до наших дней сохранился только основной дом с нарядными наличниками. Если присмотреться, у него два входа. В доме было две квартиры, в первой жил сам Андрей Михайлович, а во второй – Сергей Андреевич Кузубов.

 

 

Детали дома Кузубовых

 

Кузубов поставлял дичь, птицу, зелень и яйца в лучшие рестораны города. Недаром Александр Барис, многолетний работник фирмы «Ch. Jürgenson-OttoSchwarz» вспоминал: «В Риге проживало много русских, большинство занимались торговлей. Самыми известными были Кузубовы. У них была фабрика, на которой изготавливали фруктовые и овощные консервы, малосольные огурцы, квашеную капусту и другие чисто русские вкусности. В этой области они были вне конкуренции». Свою продукцию с торговой маркой предприятия в виде головы мужчины в шляпе и с надписью «Goldcap» Кузубовы экспортировали в Европу, где она пользовалась неплохим спросом. Качество продукции было результатом первоклассной работы фабрики и строгих требований к поставщикам овощей: «картошка только столовая, белая, без заболеваний. Посылать россыпью, не в мешках. Морковки – нантские, красные, сладкие. Лук – большой и хорошо высушенный».

 

 

Объявления фирмы Кузубовых

  По-разному сложились судьбы детей Андрея Кузубова. Старший сын Михаил первым вырвался из семейного гнезда и обосновался на Каролининской улице (сегодня это часть улицы Миера). Он был, пожалуй, самым «латышским» в семье, часто подписывался «Микелис», в жёны он тоже выбрал себе простую латышскую девушку Амилду Озолинь и ни разу об этом не пожалел. Михаил несколько раз баллотировался в рижскую городскую думу и даже в сейм от блока православных и староверов.

 

Часы, подаренные А.М. Кузубовым Генриху Кушке

 Средний сын Кузубова, Сергей, долгое время оставался опорой отцу, но в 1936 году он покинул семейную фирму и основал своё производство. Причина была в том, что он изобрёл новый сырьевой материал «латгалин». Сергей обрабатывал химическим путём паклю и другие отходы льняного производства, и получил материал, по свойствам схожий с хлопковым волокном. Образцы он отправил на экспертизу и латгалин был признан качественным сырьём. Кузубов получил поддержку Латвийского правительства на его разработку и в 1936 году по адресу Бривибас, 175 открыл свою фабрику по обработке волокон.

 

Здание фабрики Сергея Кузубова. Снесено в 2010 году.

Согласно статье И. Берзини, Сергей был «богатырского сложения, самым «русским» в семье – ходил в косоворотке, на Масленицу лихо ездил по Риге на тройке, щедро оплачивал все семейные торжества. Сергей издал в Риге книгу профессора В. Синайского о Псково-Печерском монастыре с репродукциями картин академика С. Виноградова. В июне 1941 года, когда в Прибалтике шли массовые аресты, Сергея Кузубова выслали в Сибирь. Поскольку молодой человек хорошо готовил, его назначили поваром. Однажды во время раздачи пищи к нему обратился один из арестованных, бывший товарищ Сергея по Политехническому институту, и попросил добавки. На Сергея тут же донесли, он был сослан в штрафной лагерь, где заболел воспалением легких и скончался».
  

 

Улица Тургенева в 1949 году. Второй дом с угла – особняк Кузубовых

 От воспаления лёгких умер и сам Андрей Михайлович. Случилось это 16 марта 1940 года. Могилу Кузубова сегодня может посетить каждый, она находится на Рижском Покровском кладбище. Он прожил долгую, 84 года, жизнь и мог по праву гордиться созданным им производством и взрослыми детьми. Сегодня потомки Кузубовых разбросаны по всему миру, но все они помнят о своих предках и бережно хранят семейные реликвии. Нам тоже следует хранить наследство Кузубовых – скромный деревянный особняк на Тургеневской и память об успешных русских купцах, которые смогли сами подняться с самых низов и показать нам достойный пример для подражания.

Kirils Soklakovs

 

Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости сайта RIGA CV .