Часы по имени «Счастье»

«Встретимся у Лаймовских часов». Сколько раз произносили рижане эти незатейливые слова?! Этого нам неизвестно, ибо уже более 85 лет наш город украшают те самые четырёхметровые часы, получившие в народе название «Лаймовские». Здесь назначают свидание и деловые люди, и влюблённые, и молодёжь, собирающаяся на дискотеку. Когда-то таких часов было несколько, но сохранились только эти. В чём же их секрет?
 

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратить внимание на совершенно, казалось бы, отвлеченный факт. Шёл 1904 год. Вот уже три года, как по Риге успешно катался электрический трамвайчик, и стало окончательно ясно, что этот вид транспорта останется в Риге надолго. Город начал подумывать об усовершенствовании линий «уличной железной дороги». Недалеко от мостика через городской канал на Александровском бульваре (ныне это бульвар Бривибас) по проекту архитектора Райнберга возвели новый деревянный киоск для трамвайной остановки в модном тогда швейцарском стиле. Истинным украшением киоска стали часы от модной тогда рижской мастерской «Якш и Ко»… Так в далеком 1904 году началась история часов на углу бульвара Бастея и Бривибас.

Киоск у Александровского мостика. Арх. А. Райнберг. 1904 год

 Шло время, и старый киоск уже не устраивал рижскую думу, да и швейцарский стиль к тому времени безнадёжно устарел. Так что старый киоск пришлось сослать на окраину. Теперь в моде был неоклассицизм, и новый киоск решили сделать похожим на древнегреческий храм, чтобы он гармонировал со зданием Национальной оперы. Его проект разработал архитектор Артур Медлингер. В новом киоске нашлось место для продажи газет и лотерейных билетов, небольшого кафе и телефонной будки, а среди белоснежных колонн киоска пассажиры могли спокойно ожидать трамвай, не боясь промокнуть в непогоду. Вот только места для часов в новом киоске как-то не нашлось. Старые часы уехали вместе с киоском в Гризинькалнс и остановка трамвая осталась без столь необходимых здесь часов.

 
Новый колоннадный киоск. Арх. А. Медлингер. 1924 год
Ситуацию вызвался решить депутат городской думы А. Вецкалнс. Ещё совсем недавно он предлагал снести православную часовню у здания главного вокзала, но это предложение осталось без должного внимания, а увековечить своё имя ему всё-таки хотелось. На одном из заседаний городской думы он предложил установить часы у киоска на остановке на бульваре Бривибас. На этот раз его идея пришлась кстати, и на остановке появились часы с четырьмя циферблатами на длинной железной конструкции.
 
Одна из первых фотографий часов на углу Бривибас и Театра. 1924 год

 Основной причиной установки новых часов послужило утверждение, что работники, добирающиеся до места службы на трамвае или проходящие по главной магистрали города мимо остановки, должны приходить на работу вовремя. В этом якобы заинтересованы и работодатели, и политики, только аргументы у них были совершенно разные. Например, поговаривали, что установку часов спонсировали владельцы фабрик, рабочие которых добирались на работу на трамвае. Их мотив прост: чтобы работники не опаздывали на работу. Однако подобные рассуждения были и в аргументации Вецкалнса: будучи одним из лидеров социал-демократической партии, он заявлял, что часы нужны на остановке, чтобы работники не приходили на работу раньше положенного, и следовательно, их не могли бы излишне эксплуатировать владельцы фабрик. Как бы там ни было, но новые часы установили уже в 1924 году, и они получили в народе имя одного из своих создателей – Вецкална. Жаль, поскольку позднее воплотилась и его идея насчёт сноса часовни у вокзала. Однако всё в жизни закономерно и случилось так, что часы у колоннадного киоска получили новое имя.

Часы незадолго до смены имиджа. Конец 1920х
Во время вышеописанных событий в доме на углу Калькю и бульвара Бастея открылся магазин шоколадной фабрики «Th. Riegert». Лучшим двигателем торговли, как известно, всегда была реклама, вот и новые владельцы фабрики шоколада искали подходящее место для рекламы своей продукции. И долго им искать не пришлось – неказистый железный столб «часов Вецкална» несколько портил вид всего перекрёстка, где были расположены известные магазины и кафе, в том числе и легендарный фешенебельный «Отто Шварц». Это было идеальное место для рекламы, к тому же рекламные часы в 20-30-х годах ХХ века, появившиеся в Берлине, уже успели войти в моду. Было решено украсить часы рекламой шоколадной фабрики Ригерта, что и было сделано уже к началу 1930-х годов. Вскоре подобные рекламные часы появились и в других уголках рижского центра и в Юрмале, но до наших дней они не сохранились.
 
Часы с рекламой шоколадной фабрики «Th. Riegert». 1930е годы

 К 1936 году фабрика «Th. Riegert» сменила название на «Лайма». Преобразилась и реклама: её стилизовали в модном тогда стиле Арт Деко. В отличие от предыдущего новый вид часов не напоминал рекламу. К названию фирмы, которое было написано вертикально на каждой стороне столба, прибавилась и название производимой продукции: печенье, конфеты, драже и пр. Новый вид часов с тёмными буквами на светлом фоне получился очень нарядным и стал истинным украшением бульварного кольца. К тому же реклама подсвечивалась изнутри и привлекала к себе внимание прохожих и в тёмное время суток. Тогда-то за часами и закрепилось название «Лаймовских». В таком виде часы пережили всю Вторую мировую войну и сохраняли его вплоть до середины 1960-х годов.

Часы с рекламой шоколадной фабрики «Лайма». Середина 1930х 
Часы в 1950е годы

В советское время двигателем торговли стал дефицит и реклама осталась не у дел. Оправившись от ужасов отгремевшей войны, городские власти принялись наводить порядок. Под чистку попала и реклама на лаймовских часах – её место на сторонах столба заняла надпись «Мир» на русском, латышском, немецком и английском.

Часы в 1963 году

 Ещё более радикальную перемену принесли семидесятые, когда столб часов украсили семью светящимися квадратами и часы стали похожи на детские кубики, сложенные один на другой. На одном из кубиков всё ещё была надпись «Мир». В 80-х годах на кубики наклеили картинки, что, однако, никак не улучшило внешний вид часов.

Часы в 1970х
Часы в 1980х.
 И только в самом начале 90-х годов на столб часов вновь вернулась реклама фабрики «Лайма», правда, в несколько упрощённой форме. Восстановили только большие буквы, да и то лишь их формы без узора. Название продукции фабрики восстанавливать не стали. Зато к часам вернулось их название – они снова стали «Лаймовскими».

Часы в наше время.

 В 1999 году в преддверии 800-летнего юбилея города часы капитально отремонтировали. Заменили всю проводку, поставили новый часовой механизм из Швейцарии, восстановили исторический облик часов 1936 года. Теперь часы идут точнее прежнего – два раза в день часовой механизм сверяет время по спутнику. Появилась и новая традиция украшать часы на Рождество и День Св. Валентина. В предрождественское время неподалёку открывается небольшой магазинчик сладостей фабрики «Лайма», а в день Св. Валентина однажды рядом появилась скульптура из льда и шоколада.
 
Часы и ледяная скульптура в феврале 2010 года

Сегодня очень трудно представить наш город без этого милого каждому рижанину места! Сколько здесь было назначено свиданий, сколько было пережито прекрасных минут! И сколько их ещё будет?.. Секрет этого постоянства прост: часы в центре города всегда нужны – они прекрасный ориентир и всегда показывают точное время. Недаром они носят имя латышской богини счастья Лаймы. Пусть они и дальше несут счастье всем, кто назначает здесь встречи, счастье приятных встреч с любимыми людьми!
 

 Если хотите быть в курсе событий, подписывайтесь на новости сайта здесь

 

Kirils Soklakovs