Путь рижанина к сердцу Африки

Может, Рига и не самый известный в Европе город, но и ей удалось занять своё место в истории. Немалую роль сыграли здесь славные сыны и дочери двинской метрополии. Были среди них поэты и писатели, музыканты и художники, политики и философы, учёные и исследователи. Георг Август Швайнфурт, исследователь африканского континента, тоже является уроженцем нашего города.
 
Уже несколько поколений исследователей Африки изучают записи Швайнфурта, которые он сделал во время своих многочисленных экспедиций по «чёрному» континенту. Изданная исследователем книга «В сердце Африки» произвела революцию в научных кругах XIX века, да и до сих пор интересна современным антропологам, этнографам, ботаникам, географам. Он был одним из первых европейцев, воочию увидевших племя пигмеев, и открыл европейцам ещё несколько африканских племён, исследовал бассейны нескольких африканских рек, занимался картографической съёмкой, собрал значительную минералогическую коллекцию. Заслуги Швайнфурта-исследователя были по достоинству оценены ещё его современниками, многие удивлялись работоспособности и таланту прибалтийского учёного, но только не жители Риги. Они ещё помнили молодого Георга, и уже тогда он отличался от своих сверстников.
 

Георг Август Швайнфурт

 
Рижская история семьи Швайнфурт начинается в далёком 1809 году, когда из небольшого баденского городка Вислоха на берега Двины приехал молодой человек Георг Адам Швайнфурт – отец нашего героя. Как и многие жители прирейнского Бадена, Адам Швайнфурт прекрасно разбирался в винах. В Риге он основал своё дело и вскоре торговая фирма «А.Г. Швайнфурт» заняла ведущее место среди рижских торговцев вин и спиртных напитков. Швайнфурт занимался закупкой лучших вин Европы и распространял их в Прибалтике и России. Дела быстро пошли в гору и вскоре семья Швайнфурт жила в просторном доме на углу Ратушной площади и улицы Черноголовых.
 

Дом Швайнфуртов в начале ХХ века

 
Здесь 17/29 декабря 1836 и родился будущий исследователь Африки. Он был самым младшим среди девятерых детей Георга Адама и Луизы Доротеи Швайнфурт. Маленький Георг Август рос слабым болезненным мальчиком, как это часто бывает с младшими в многодетных семьях, зато его безоблачное детство было наполнено родительской любовью, да и два брата и шесть сестёр души не чаяли в мальчике. Воспитанием Георга занималась его мать. Будучи коренной рижанкой, она прививала сыну любовь к родному краю и старалась воспитать в мальчике тягу к новым знаниям. В шесть лет Георг начал посещать частную школу Юлиуса Портена в Риге, а в десять его определили в частный интернат господина Якобсона, который располагался в усадьбе Линденру под Ригой.
 

Усадьба Линденру. Сегодня Марупская средняя школа

 
Именно здесь и зародился интерес Георга к Африке. Дело в том, что судьбе было угодно, чтобы в это же самое время в интернате Якобсона преподавал сын африканского миссионера по фамилии Хальбек. Он-то и рассказал мальчику о красотах своей родины и под впечатлением от его рассказов воображение мальчика всё чаще рисовало ему картины невиданного экзотического мира. Господин Хальбек преподавал в интернате биологию и рассказывал детям о чудесах животного и растительного мира вокруг них. Уроки часто совмещались с экскурсиями по окрестностям Линденру. Детям не просто показывали различные экземпляры флоры и фауны, а ещё и знакомили с системой классификации видов Карла Линнея. Уже будучи взрослым Георг Швайнфурт охотно вспоминал об этих экспедициях, послуживших первыми ступенями на пути в храм науки. Уже тогда он отличался от сверстников, так, после очередной экспедиции маленький Георг был единственным в своём классе, кому удалось найти и поместить в свой гербарий растения – представителей каждого из 24 классов системы Линнея.
 

Усадьба Яундрусту недалеко от Яунпиебалги

 
В 1849 году 13 Георг поступил в частное учебное заведение господина Краузе в усадьбе Ной-Дростенхоф (сегодня усадьба Яундрусту недалеко от Яунпиебалги). Здесь упор делался на физическое развитие воспитанников. С детства не отличавшийся крепким здоровьем Георг здесь получил шанс улучшить свою физическую форму. Частые физические упражнения на свежем балтийском воздухе, длинные пешие прогулки и частые походы по живописным окрестностям усадьбы закалили молодого исследователя и позволили ему в будущем без проблем переносить все тяготы научно-исследовательских экспедиций. Спустя два года Георг Август Швайнфурт поступил в рижскую городскую губернскую гимназию.
 

Здание рижской губернской гимназии

 
Здесь под руководством Александра Кранхальза молодой Швайнфурт получил классическое немецкое образование, которое позволяло ему без проблем учиться в любом немецком университете. В программу гимназии входили латынь и греческий, чтобы можно было без проблем читать исторические источники, история и география, логика и философия, химия и биология. Кранхальс стал для молодого гимназиста не только учителем, но и примером для подражания. Какое-то время Швайнфурт жил в доме учителя и мог пользоваться его обширной библиотекой, здесь было много книг о далёких землях, в том числе и об африканском континенте, о котором он уже столько слышал. В это время тяга к исследованию всецело занимала юношу.
 

Исследователь Георг Швайнфурт

 
Во время учёбы в гимназии Швайнфурт совершает свои первые экспедиции, несколько тёплых месяцев он проводит в Курляндии, исследуя самые укромные уголки самого западного края своей родины. Одно из этих путешествий проходит во время блокады лифляндских портов англичанами: на дворе Крымская война. На одном из песчаных пляжей нашего путешественника задержал отряд казаков и его привезли в Дуббельн (сегодня Дубулты в Юрмале) на дознание. Молодого человека приняли за иностранного шпиона, но предъявить Швайнфурту было нечего. В своих путешествиях по родине его в первую очередь занимало, сколько миль он смог преодолеть за один день, а когда рассматривать окружающие ландшафты становилось скучно, молодой путешественник развлекал себя зубрёжкой гекзаметров Клопштока. Так, например, он выяснил, что для того чтобы выучить первый хорал «Мессиады» нужно прошагать две версты.
 

Замок в Дундаге.

 
Натренировавшись, Георг Август уже мог совершать длительные походы на время. Двигаясь со скоростью до шести верст (около 6 километров) в час он, в 1855 году, совершил переход из Риги в Дундагу и обратно за пять дней. Когда друзья не поверили ему, то он с радостью предъявил им веточку тиса, это дерево, в то время, встречалось в основном в Центральной и Южной Европе и Дундага была самым северным местом, где встречалось это растение. Был Швайнфурт и на севере Лифляндии, в Дерпте (Тарту) и Ревеле (Таллине). Так, путешествуя по Прибалтийскому краю, Швайнфурт готовил себя к будущим походам по Африке.
 

Усадьба Вагнеров Шарлоттенталь на улице Шарлотес

 
Другим фактором, повлиявшим на интересы молодого исследователя, стало замужество одной из его сестёр. Семья Швайнфурт породнилась с Вагнерами, владельцами ведущего садоводства в Риге. Вагнеры жили в небольшой усадьбе в конце Николаевской улицы, здесь были разбиты обширные сады и огороды, равных которым в то время не было ни в Риги, ни во всей Российской империи. Фриц Вагнер, зять Швайнфурта, был не только прекрасно образован, но и увлечён своим делом. В пронизанных солнцем теплицах Вагнеровских садов Георг Август нашёл такое количество экзотических растений, какое в то время едва ли мог предложить даже самый лучший университетский ботанический сад. Так Швайнфурт нашёл своё второе призвание – ботанику.
 

Рисунки Г. Швайнфурта.

 
После окончания гимназии Георг Август сопровождал родителей в путешествие по австрийским Альпам и Бельгии. Это было последнее свидание с отцом, в 1858 году Георга Адама не стало. В 1857 году Швайнфурт поступил в Гейдельбергский университет на факультет ботаники и геологии. Во время учёбы он общался с иностранными студентами из Англии и Голландии и старался всячески расширить свой кругозор. После окончания университета в 1860 году он ненадолго заехал на родину, где его ожидал сюрприз. Старый город-крепость сбросил с себя оковы земляных валов и теперь вовсю рос вширь, украшался новыми строениями и парками. Георг Август с интересом наблюдал за этим процессом. После отдыха в Риге Швайнфурт отправился в Россию, посетил Москву и Санкт-Петербург, где с восхищением рассматривал коллекции местных музеев.
 

Георг Швайнфурт в 1859 году

 
В 1861 году он начал учёбу в Берлине. Отныне этот город станет для него второй родиной. Здесь Швайнфурт получил степень доктора философии, здесь начинались его экспедиции к истокам Нила, в загадочный край народа Ниам-Ниам, который, по его мнению, практиковали каннибализм. С немецкой педантичностью записывает Швайнфурт всё увиденное, на его рисунках мы можем видеть не только флору и фауну африканского континента, но и быт коренных жителей тех земель, которые посетил исследователь. Его книга «В сердце Африки» интересна читателям и в наши дни.
Рисунки Швайнфурта из книги «В сердце Африки».
В 1875 году Швайнфурт основал в Каире Географическое общество и возглавил его. Вплоть до конца 1880-х годов он прожил в Африке, а затем вернулся в Берлин, где продолжал создавать свою ботаническую коллекцию. Но он не перестал путешествовать и неизменно привозил всё новые и новые экспонаты для собрания. Кроме того, Георг Швайнфурт поддерживал колониальную политику Германской империи и многие обвиняли его в том, что своими рассказами о каннибализме среди африканских племён он готовит почву для оправдания колонизации «диких» земель коренных жителей Африки.
 

Георг Швайнфурт в Ассуане, Египет. 1909 год

 
В Риге исследователь бывает редко, наездами в перерывах между экспедициями. В 1870 году умирает старший брат Рудольф, а пять лет спустя и мать Георга. В Риге остаётся брат Александр, который управляет отцовским делом и сёстры занятые своей семейной жизнью. Георг с головой уходит в науку. Он так и остался холостяком, всецело посвятив себя исследованию Африки. В Риге его имя было широко известно и все с интересом следили за открытиями их известного земляка. На волне интереса ко всему, связанному с Африкой, Александр Швайнфурт заказал новое оформление для семейного захоронение на Большом кладбище.
 

Могила семьи Швайнфурт на Большом кладбище. 1903 год

 
Настоящий монументальный ансамбль из гранита и чугуна. Большие вазы и обелиски украшали кованую ограду, а сам памятник из розового гранита венчала скульптура сфинкса. Здесь были похоронены родители и братья исследователя. Предусмотрительный Александр оставил место и для Георга, но исследователь умер в Берлине, когда Латвия была уже независимым государством, а все близкие родственники уже отошли в мир иной. В 1926 году Георга Августа Швайнфурта похоронили в Берлинском ботаническом саду, но его имя и дата смерти, как кенотаф, есть и на рижском памятнике.
 

Могила Швайнфурта в ботаническом саду Берлина

 
Увы, но стоит признать, что Рига неблагодарна по отношению к своим детям, прославившим её как место, где часто рождаются талантливые люди. Старый дом Швайнфуртов на Ратушной площади снесли в 1938 году, когда готовили площадку для новой ратуши, забыты и другие памятные места, связанные с жизнью Георга Августа в Риге. Дольше всех держался сфинкс на Большом кладбище, он пережил погром 1960-х годов, «цветную лихорадку» 1990-х и лишь в 2001 году бронзовую скульптуру украли. Газеты того времени писали, что вандалы распилили скульптуру на три части и сдали по отдельности в металлолом, но части удалось отыскать. Где теперь сфинкс – неизвестно.
 

Сфинкс с могилы Швайнфуртов

 Берлинцы ухаживают за могилой Швайнфурта в Берлине, это захоронение имеет статус почётного. В Риге в последнее время стали тоже больше внимания обращать на состояние исторических кладбищ, может быть, когда-нибудь и сфинкс, как напоминание о знаменитом исследователе Африки, уроженце Риги, вернётся на своё место.

 

Кирилл Соклаков

Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости сайта:

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *